С XV в. в России получило широкое распространение вышивание бисером, которым занимались как богатые, так и бедные девушки и женщины.
Особенностью русской бисерной вышивки всегда было то, что мастерицы использовали в своей работе не только бисер и стеклярус. Работы часто дополпялись другими самыми разнообразными материалами: бусами, кораллами, пуговками, ракушками, монетками, драгоценными камнями и русским жемчугом.
Сфера применения бисера и стекляруса была обширной: украшение народных и городских костюмов, царских туалетов, предметов культового назначения (икон, книг, образов и церковной одежды) и т.д.
Собственно бисер в России долгое время был привозным. Но уже в XVI-XVII вв. предпринимаются первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. При первом российском императоре Петре I русских людей посылали за границу учиться стекольному делу, в том числе и искусству изготовления бисера.
В 1762 г. под Ораниенбаумом М. В. Ломоносовым была открыта фабрика для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов».
Начиная с XVIII в. бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма.
Изделия из бисера имеют множество местных названий, которые давались либо но способу изготовления, либо по расположению украшения в костюме.
Ими расшивали одежду, головные уборы, обувь, из них плели разнообразные украшеппя: наголовиые, наносные, шейные, нагрудные, наручные, поясные.
Русские мастерицы создавали непревзойденные но качеству и художественным достоинствам произведения, среди которых самыми известными были вышивка шелком и золотом с использование бус, жемчуга, самоцветных кампей.